Отзывы

Images

«Ничто так не волнует нас, как живой облик природы, тем более облик «запечатленный». В бесконечном ряду фотографических импровизаций пейзажа заложены традиции, которым не менее полутора столетий. И сегодня появляются открытия, подтверждающие, что сущностное природно-ландшафтное, исконное и сущностное человеческое, по сути, одноприродны. Нас никогда не оставит желание всмотреться в наше природное «Я» и осознать окружение, то пространство нашего местообитания – «нутро» Первоматери Природы. То и другое сопричастно по происхождению, в них – тайное и явное в одном. Отражая в первозданном, почти отшельническом пейзаже, это двойное начало: глубину вечного и личностные переживания, фотохудожник-поисковик Александр Камакаев находит свои откровения.»
«Отстранив традиционную лирическую привязанность к аскетическому ландшафту, где сказывался личный характер «непреднамеренного уединения», Александр отдает дань пластическим наблюдениям, рискуя, но и угадывая вектор движения стиля современности. Он ищет пределы обогащения содержательных возможностей образа за счет подключения знаковых элементов и построений пластического порядка, вторгаясь своими модельными вариациями в объективную логику движения сегодняшнего дня. В последнем цикле фотографических воспроизведений автор показывает свето-теневые и структурно-формальные комбинации человеческого тела. Этот трудный спектр визуального искусства предопределяют факторы, располагающиеся где-то между художественным взглядом в глубокой тишине интерьеров и перфомансом: за парадоксальной тенью бренности, гармонии и красоты, и модернистским акцентом рукотворного театра, в бесконечности соблазна и греховного притяжения торжествует НАГАЯ СУЩНОСТЬ.
Очередной творческий период Александра Камакаева не закончен — идет развитие и поиск собственных путей в пространстве нового мировосприятия.»

 

 Н.И. РЫБАКОВ, ЗАСЛУЖЕННЫЙ ХУДОЖНИК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЧЛЕН СОЮЗА ФОТОХУДОЖНИКОВ РОССИИ, ЧЛЕН СОЮЗА ХУДОЖНИКОВ РОССИИ, ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ ЧЛЕН ПЕТРОВСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК И ИСКУССТВ

 

 

«Его работам присущи камерность, сдержанность и монохромность. И это не случайно, поскольку для него главное в пейзаже состояние, психология, а зачастую и драматизм. Его фотографии – это результат терпения и ожидания. Он словно застает природу в минуты откровения, когда она находится в состоянии тоски и депрессии. Многие из нас видели эти моменты в жизни, но передать это посредством фотографии удавалось не каждому. Александр удивительным образом справляется с этой задачей.»

 

 АЛЕКСЕЙ СНЕТКОВ, ДИРЕКТОР КРАСНОЯРСКОГО ФИЛИАЛА СОЮЗА ФОТОХУДОЖНИКОВ РОССИИ, ЧЛЕН СОЮЗА ЖУРНАЛИСТОВ РОССИИ, КАНДИДАТ КУЛЬТУРОЛОГИИ

 

«Она еще не родилась,
Она и музыка, и слово,
А потому всего живого
Ненарушаемая связь…»
Эти строки из стихотворения О.Мандельштама необычайно точно описывают ощущение, которое испытываещь, глядя на работы Александра Камакаева. Все его творчество словно находится на границе музыки и тишины, и уже безусловно намного выше слов. Ибо этого не выразить словами.Поэтому зритель и замирает в таком безмолвном восхищении перед каждой картиной.
«Но позвольте, — заметит внимательный читатель, — почему же «картиной»? Ведь это всего-навсего фотографии?» И тут позвольте не согласиться. «Всего-навсего фотографии» — это то, что мы с вами делаем в отпуске или на пикнике, а на этом сайте вашему вниманию представлены именно картины (или, как назвала их Т. Закаблукова, фотокартины), причем красивейшие и необычайнейшие.
Дорогой читатель (или «смотритель»), пожалуйста, не торопитесь, не кликайте на стрелочку, не бегите по сайту «вперед и быстро», как это так часто бывает с нами в повседневной жизни, остановитесь на мгновение и всмотритесь, всмотритесь и замрите в восхищении.
Всмотритесь… и незаметные на первый взгляд детали начнают вдруг приобретать объем, четкость и наполняться смыслом, все, что казалось мелочью, вдруг превращается в нечто необычайно важное, оно словно вдруг вырастает из первозданного хаоса и оказывается именно там, на своем месте.
Всмотритесь… и кажется – стоит просто протянуть руку, и коснешься этой звенящей тишины, очнешься вдруг под очищающим от повседневной суетыдождем, закружишься под пальмой горячей южной ночью, окажешься на дороге, ведущей… кто знает?… может быть, в бесконечность, а может, просто в дом, где горит огонь и ждут именно нас (ведь должен же быть такой дом где-то на этой земле, верно?)
Всмотритесь… и понимаешь вдруг, что все в этом мире так, как должно быть, все приобретает внезпно четкую форму и необычайную ясность.
Точка и бесконечность, мгновение и вечность, радость и горе – все это наполняется непередаваемым внутренним смыслом. Неожиданно осознаешь, как прекрасен этот мир. И так безумно хочется там остаться, раствориться среди этого бесконечного снега и бескрайних гор, среди рек, озер и туманов, среди дождя и солнца. Потерять себя и снова найти, но уже новым, преображенным этими красотой и чистотой. И вновь захотеть там остаться – в этом мире, таком необычном, таком прекрасном и сказочном, и, в то же время, таком реальном. И понимаешь, что это он и есть – наш мир. И так по-новому хочется в нем жить, искать, творить….
Всмотритесь… увидеть мир таким, каков он есть, таким прекрасным и неповторимым, передать через мгновение – вечность, через полузастывшую в кадре позу – всю сущность движения, через линию горизонта – бесконечность, и через молчание негатива – всю музыку мира… Это и есть Исскусство Фотографии, великий дар, которым Александр обладает в полной мере, и не просто обладает, а делит его с нами.
В отличии от художника, который может взмахом кисти полностью изменить пространство вокруг нас, превратив увядший цветок в свежий бутон или сделав предгрозовое небо абсолютно ясным, фотограф закован в жесткие рамки бытия и пространстрва. Он обладает лишь линзой, что бы в проблеске света, достигающем пленки или чипа, передать нам весь мир, да еще и свою душу вместе с ним.
И он не может ничего сделать с этим миром, ибо мир на пленке таков, каков он есть, и фотограф не оживит увядший цветок, как и не повернет время вспять. Но Художник такого уровня как Александр может в этой короткой вспышке света сказать так много и показать нам мир совсем другим, возможно, даже полностью изменить наше к нему отношение (как он кардинально изменил мой взгляд на Сибирь, которая до знакомства с его творчеством была для меня лишь местом изгнания, наполненным тоской и так далеким от прекрасного). И если мы остановимся перед снимком, замрем в изумлении, вспомним что-то дорогое или задумаемся о вечном – он выполнил свою миссию.
Работы А. Камакаева настолько абсолютно цельны и гармоничны, что порой не верится, что они реальны, что все это может уместиться на тонком и таком хрупком негативе. Это словно не реальность, а выдумка или сказка.
В своих картинах Александр не просто фиксирует внешнее, он пытается передать, донести до нас внутреннее содержание этого мира. А мы смотрим – и мы уже не одни, мы уже не наблюдатели, а участники… нет уже монолога, диалог приходит ему на смену. Диалог…. между кем и кем?… между фотобумагой и… да нет, тут нет уже фотобумаги, и материал уже не материален, и диалог этот идет уже давно, между нами, нашими душами и чем-то великим, что говорит напрямую с ними, и тогда слова уже становятся ненужными, сливаются с музыкой, и только души поют…
Александр идет по свету, крепко держа в руках камеру, а его талант, чувство прекрасного и руководство свыше направляют ее, превращая из обычного сосредоточия стекла и пластика в старый добрый волшебный фонарь, так облагораживающий наш мир. И этот фонарь, вырывая своими лучами из мрака окружающий мир, освещает его и возвращает нам же, только уже другим, настоящим, прекрасным, таким, каким он должен быть, не забитым нашим ежедневным бытом и борьбой за существование, а полным красоты, мечты, полета.
Спасибо, огромное спасибо Вам, Александр, за Ваши работы, за Ваше вдохновение, за эту божественную красоту и внутренний свет, которые Вы вносите в наши будни! За то, что Вы можете хоть на несколько мгновений остановить наш безумный бег по жизни и заставить всмотреться, задуматься, помечтать…
Спасибо Вам.»

 

 С. ЗАВЕЛЬСКАЯ, "DTCC", NEW YORK

 

 

«Если и осталась где-либо звучащая тишина, так это Сибирь. Как огромная птица она обнимает сопки, играет переливами неба, клубится морозным туманом. Вода во всех проявлениях розовеет льдом, растекается кристаллической плазмой, замирает в линиях снежной поземки, топорщится глыбам торосов, пронзает воздух снежными пиками гор.
Хаос мироздания запечатлен в сиянии воздуха, испарении воды, снежных спиралях, бугрящейся шкуре сопок, набухшем от натуги солнце, величии устоявших деревьев, глыбах громоздящихся минералов, страстных мазках облаков по божественному холсту высоты.
Тонкое сердце земного жителя рвется от восторга непостижимой тайны космоса, обрушивающего свои эмоции на первозданный ландшафт, требуя от него столь же ярких откровений. Природа в своей нагой красоте не стыдится человека с фотокамерой, осмелившегося быть свидетелем космической любви. Она допустила его быть летописцем ее эмоций, снисходя и замирая, как нежная женщина, таясь и замолкая в ожидании ответа, загадочно улыбаясь и тихо спокойно засыпая.
Чистота, гармония, абсолют, глубина, пространство, сокровение — эти столь нечасто доступные в жизни категории дарит нам член Союза фотохудожников России Александр Камакаев.»

 

 МАРГАРИТА ГРИГОРЬЕВА, ЗАВЕДУЮЩАЯ ОТДЕЛОМ ВЫСТАВОК ГОСУДАРСТВЕННОГО ИСТОРИЧЕСКОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА "ГОРКИ ЛЕНИНСКИЕ"